Алтай. Чемальская ГЭС. История. Легенды.

Запуск Чемальской ГЭС. Призрак вождя.

Незадолго до пуска в эксплуатацию, ранней весной 1935г., одному из заключенных в обмен на досрочное освобождение было поручено написать портреты И. Сталина и С. Орджоникидзе, которые должны были приехать на открытие станции. В установленные сроки работа была выполнена. Однако, обещание старшие офицеры НКВД, так и не сдержали, и вместо этого жестоко избил автора картин. В сердцах заключенный плюнул на портрет «Вождя народов», за что вместо долгожданного освобождения получил новый длительный срок.


Влиятельные гости так и не приехали на открытие ГЭС, однако их портреты были вывешены в машинном отделении и долгие годы приводили работников станции в благоговейный трепет, который перерос в мистический ужас уже в марте 1953 года. В далекой Сибири еще никто не знал о смерти Сталина, а среди рабочих машинного отделения уже второго марта прошел слух, что в Москве что-то случилось. Причиной подобных разговоров стал… призрак вождя, который дважды видели накануне в гулких коридорах, после чего машинное отделение наполнялось явственным запахом трубочного табака. При этом курение на станции было категорически запрещено.

По воспоминаниям ветеранов, работавших в разное время на станции, в течение последующих шестнадцати лет дух Сталина появлялся накануне даты его смерти, а призрак Орджоникидзе – в день очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Потопы. Стихийные бедствия.

В конце 50-х годов по реке Чемал сплавляли строевой лес. Весной 1959 года в период большой воды большая масса леса прорвала гавань и попала в водохранилище, что привело к образованию большого затора у плотины, который не удалось оперативно ликвидировать. В результате вода размыла берег с левой стороны плотины и унесла весь лес в Катунь вместе с деревянными строениями, затопив при этом здание ГЭС.


Через десять лет, весной 1969 года во время одного из самых сильных наводнений, из-за больших дождей и талых вод сильно поднялся уровень воды в Катуни и Чемале. После этого «омовения» картин покойные руководители Советского государства перестали тревожить своим появлением персонал ГЭС. Здание ГЭС было затоплено до самых верхних косяков окон машинного отделения. После этого «омовения» картин покойные руководители Советского государства перестали тревожить своим появлением персонал ГЭС. Следы этого наводнения остались на портретах Сталина и Орджоникидзе, висящих в проемах между окнами, обращенными в сторону Катуни, и по сей день.